Как правильно выбрать моторное масло для двигателя?
Вязкость и её зависимость.
При выборе моторного масла следует учитывать требования двигателя вашего автомобиля и температуру окружающей среды. Масло подбирается по двум основным параметрам: уровню эксплуатационных свойств согласно классификациям API или ACEA, который должен соответствовать требованиям двигателя, и вязкости согласно классификации SAE, которая зависит от температуры окружающей среды и степени износа двигателя.
Классификация моторного масла по SAE
Одно из ключевых свойств моторного масла — его вязкость и её зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха во время холодного запуска зимой до максимальной температуры в двигателе при максимальной нагрузке летом). Международная классификация SAE J300 содержит наиболее полную информацию о соответствии вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей.
Классификация включает шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов вязкости (20, 30, 40, 50 и 60). Зимние классы обозначены буквой «W», первой буквой слова Winter (зима). Чем больше число в обозначении класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Всесезонные масла обозначаются двойным номером, первый из которых указывает на минимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй определяет диапазон кинематической вязкости при 100 °C и динамической вязкости при 150 °C, характерный для соответствующего летнего класса вязкости.
Методы тестирования, используемые для оценки свойств масел по SAE J300, предоставляют информацию о предельной температуре масла, при которой возможен запуск двигателя стартером и прокачка масла масляным насосом под давлением во время холодного запуска в режиме, предотвращающем сухое трение в узлах трения.
Важно помнить, что температурные диапазоны работоспособности масла одного класса SAE могут отличаться для разных типов двигателей. Эти различия зависят от мощности стартера, минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя, производительности масляного насоса, гидравлического сопротивления масляного тракта и множества других факторов, таких как техническое состояние автомобиля, качество топлива и квалификация водителя.
Синтетические масла обладают более высокой текучестью, поэтому они могут протекать через неплотные соединения. Утечка сальника указывает не на агрессивность масла, а на износ рабочей кромки манжеты, после которого любое масло начнёт протекать. Синтетические масла не рекомендуется использовать в старых конструкциях двигателей (с сальниковой набивкой).
Рекомендации по выбору вязкости масла:
- Для пробега автомобиля менее 25 % от запланированного ресурса двигателя (новый двигатель) рекомендуется всесезонное использование масел SAE 5W30 или 10W30.
- При пробеге от 25 до 75 % от запланированного ресурса (технически исправный двигатель) летом можно использовать масла SAE 10W40, 15W40, зимой — SAE 5W30 и 10W30, а всесезонно — SAE 5W40.
- Если пробег превышает 75 % от запланированного ресурса (старый двигатель), рекомендуется летом использовать SAE 15W40 или 20W40, зимой — SAE 5W40 и SAE 10W40, а всесезонно — SAE 5W40.
Классификация моторных масел по API
В 1947 году Американский институт нефти (API) впервые предложил классификацию моторных масел на основе их характеристик и областей применения. Эта классификация состоит из двух категорий: S для четырёхтактных бензиновых двигателей и C для дизельных двигателей автомобилей, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.
Классы эксплуатационных свойств в категории S разделены на девять уровней (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ) в порядке возрастания требований к качеству. В категории C существует десять классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4). Цифры после обозначения классов (CD-II, CF-2, CF-4 и CG-4) указывают на применимость этого класса масла в двух- или четырёхтактных дизельных двигателях соответственно. Для обозначения универсальных масел, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используется двойная маркировка, например SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и так далее.
Классификация моторных масел по ACEA
В 1996 году Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) ввела новую систему классификации моторных масел, основанную на европейских методах испытаний, а также использующую некоторые общепринятые американские моторные и физико-химические стандарты API, SAE и ASTM.
С 1 марта 1999 года все новые масла должны соответствовать более современным требованиям ACEA-98. Однако до 1 марта 2000 года допускается использование стандартов ACEA-96. После этой даты все масла должны соответствовать требованиям ACEA-98.
В состав ACEA входят такие известные автомобильные компании, как BMW, DAF, Ford of Europe, General Motors Europe, MAN, Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volksvagen, Volvo, FIAT и другие.
Классификация АСЕА-98 включает три категории моторных масел: A, B и E. Каждая категория имеет свои уровни качества:
- A1, A2, A3 — три уровня качества масел для бензиновых двигателей;
- B1, B2, B3 и B4 — четыре уровня качества масел для лёгких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей;
- E1, E2, E3 и E4 — четыре уровня качества масел для тяжёлых дизельных двигателей грузовых автомобилей.
Фирменные допуски
Каждый член АСЕА может устанавливать дополнительные требования к моторным маслам, ужесточая критерии оценки или проводя дополнительные испытания в собственных двигателях. Эти требования указываются в фирменных спецификациях на моторные масла.
Допуски, разрешающие использование моторного масла в двигателях BMW, VW и Porsche, также позволяют использовать его в автомобилях других производителей. Разрешения MAN, Volvo и Scania определяют лучшие масла для грузовых автомобилей. А одобрение Mercedes-Benz, включающее более 10 классов, указывает на то, что масло подходит для большинства европейских двигателей этого класса.
BMW — одобрение на основе испытаний (только всесезонные масла).
Porsche — одобрение только для синтетических и полусинтетических масел (увеличенный интервал замены), так как у Porsche минимальный интервал замены составляет 20 000 км.
Mercedes-Benz (MB) — MB 226.0 — сезонное для легковых автомобилей, MB 226.1 — всесезонное для легковых автомобилей, MB 226.3 — всесезонное с увеличенным интервалом замен для легковых автомобилей, MB 226.5 — всесезонное с ещё большим интервалом замен для легковых автомобилей, MB 229.1 — для новых двигателей легковых автомобилей с 1997 года выпуска (интервал замены 30 000 км).
Volkswagen — Audi (VW) — VW 500.00 — всесезонное, VW 501.01 — всесезонное. VW 505.00 — для двигателей с турбонаддувом, VW T 4 — новая спецификация (увеличенный интервал замены).
Третий критерий классификации моторных масел разработан ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей). Однако не все специалисты и работники автосервисов знакомы с этим критерием, что может привести к проблемам с двигателем.
Энергосберегающие масла отличаются тем, что они обеспечивают экономию топлива за счёт снижения вязкости при высоких температурах и скоростях сдвига (показатель HT/HS). Это позволяет деталям двигателя двигаться легче, снижая расход топлива. Однако при этом уменьшается толщина масляной плёнки, защищающей детали от износа при высоких температурах.
Не стоит изначально негативно относиться к энергосберегающим маслам, так как некоторые двигатели были разработаны специально для них, особенно японские автомобили. Однако такие масла должны быть рекомендованы производителем автомобиля, и их нельзя использовать в старых автомобилях с менее надёжными двигателями.
В классификации АСЕА для легковых автомобилей выделяются две категории: A (бензиновые двигатели) и B (дизельные двигатели). Энергосберегающие классы структурированы одинаково: A1, A5, B1, B5. Стандартные классы включают A2, A3, B2, B3, B4. Таким образом, зная эти особенности, можно избежать ошибок при выборе масла для своего автомобиля и обеспечить оптимальную защиту двигателя.
Взаимосвязь трёх ключевых аспектов классификации моторных масел очевидна. Например, если согласно API масло относится к уровню SH или ниже, то по ACEA оно не может быть энергосберегающим классами A1 или A5, так как требования к энергосбережению появились только с класса SJ. В то же время, если по ACEA продукт имеет класс A5, то согласно API он должен соответствовать стандарту SL, так как только у этого уровня есть требования к ресурсу для увеличения интервала замены масла. Ещё одна взаимосвязь заключается в том, что универсальные масла делятся на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по ACEA.
Классы вязкости также взаимосвязаны с классификацией ACEA. Обычно энергосберегающим классам A1, B1, A5 и B5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д.). Масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50) соответствуют классам A2, A3, B2, B3, B4, то есть они не являются энергосберегающими.
Вязкость (Viscosity) — это основное физико-химическое свойство масла, которое влияет на силу трения. Она характеризуется двумя показателями: кинематической и динамической вязкостью.
Расположение категорий S и C в индексе не случайно. Если на этикетке указано, например, «SJ/CF», это означает, что масло универсальное и подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительно для использования в бензиновых. Если же наоборот — «CF/SJ», то это универсальный продукт, ориентированный больше на дизели.
Теперь о применении. Для автомобилей, таких как «Жигули» или старые иномарки (выпущенные в 70-х и 80-х годах), рекомендуется использовать масло с параметрами SAE 15W-40, API SF/CD или SG/CD и АСЕА А2/В2. Если вы ездите на переднеприводном ВАЗе или старой иномарке, выбирайте масло с SAE 15W-40 или 10W-40, API SH/CF или SJ/CF и АСЕА А3/В3. Для современных автомобилей параметры масла должны быть такими: SAE 5W-40 или 0W-40, API SL/CF и АСЕА А3/В3/B4. Обратите внимание, что здесь не упоминаются энергосберегающие классы и стандарты, так как их использование специфично. Чтобы узнать, какое масло рекомендовано для вашего автомобиля, обратитесь к руководству по эксплуатации. Если у вас нет руководства, перед покупкой откройте каталог подбора масел и найдите свою модель, чтобы осознанно выбрать подходящие смазочные материалы.
Согласно классификации ACEA, моторные масла делятся на три класса: А — для бензиновых двигателей, В — для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) в легковых и грузовых автомобилях малой грузоподъёмности и Е — для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).
Большинство автовладельцев не обращают внимания на информацию на этикетках. Но чтобы понять, что там написано, необходимо знать основные стандарты моторных масел. Вязкость не является показателем качества.
Первое, что привлекает внимание при изучении этикетки масла, — это его вязкость. Поскольку мы привыкли к всесезонным маслам, речь пойдёт только о них. Во всём мире используется классификация масел по вязкости, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers — SAE). Все знакомы с такими обозначениями, как 5W-40, 10W-40 и так далее. Что же они означают?
Число с буквой W (от Winter — зима) указывает на принадлежность масла к зимнему классу вязкости. Первая цифра показывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, то есть как быстро оно поступит к рабочим поверхностям деталей и сколько энергии аккумулятора будет затрачено на запуск двигателя (вязкость при 40 °C). Число после тире — это летний класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре двигателя (при 100 °C).
Ошибаются те, кто считает, что эти показатели можно просто измерить. На самом деле, это собирательные числа. Маслу присваиваются эти классы после комплексного измерения его характеристик, таких как динамическая и кинематическая вязкость.
Также важно помнить, что распространено мнение о превосходстве масла с вязкостью 10W-40 над маслом с вязкостью 15W-40. Это связано с тем, что многие считают синтетические масла с классом вязкости 5W-40 полусинтетическими, а полусинтетические — минеральными. Однако на рынке уже существуют производители, предлагающие 100% синтетические масла с классами вязкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. Также существуют минеральные масла с «нетрадиционными» показателями вязкости, например, 10W-30. Важно понимать, что вязкость не является основным показателем качества или состава масла. Для определения того, является ли масло синтетическим, лучше всего ознакомиться с его характеристиками.
API — это не просто знак качества
API — следующий стандарт, разработанный Американским институтом нефти. Некоторые продавцы представляют эту классификацию как показатель высокого качества, считая, что чем выше класс, тем лучше. На самом деле, это просто разделение масел по их эксплуатационным свойствам.
Масла делятся на две категории: для бензиновых двигателей (категория S) и для дизельных (категория C). Каждая категория делится на классы.
Масла для дизельных двигателей в основном соответствуют классу CF, что означает их пригодность для высокофорсированных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него.
Классификация масел для бензиновых двигателей более разнообразна. Классы SF и SG используются для двигателей автомобилей, выпущенных с 1980 по 1989 год, и для легковых автомобилей и лёгких грузовиков 1989–1993 годов выпуска соответственно. Спрос на эти продукты обусловлен их невысокой стоимостью и соответствием требованиям производителей устаревших двигателей. Пример таких моторов — двигатели «вазовской классики», для которых достаточно соответствия требованиям класса SG.
Стандарт SH был предназначен для двигателей, запущенных в серийное производство с 1994 года, и заменил все предыдущие классы. Однако с середины 90-х технический прогресс значительно ускорился, поэтому правление класса SH было недолгим.
Его наследник, класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH, но с дополнительными требованиями к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.
Однако для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых двигателях используются масла, соответствующие классу SL, который был введён с 2001 года. В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризуются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока службы до замены (если рекомендовано производителем двигателя).
Желаем вам успешного и комфортного вождения!